Планирование учебного материала по физкультуре
Эффективность
физического воспитания учащихся общеобразовательных школ во многом
зависит от правильного планирования учебного материала. В отличие
от планирования других учебных предметов, планирование уроков физической
культуры осуществляется на основе последовательного составления
трех документов, которые являются основными формами планирования учебной
работы по физической культуре:
годовой график распределения учебного материала;
-
план-график распределения учебного материала на четверть;
-
поурочные планы содержания учебного материала.
Они должны отвечать требованиям целенаправленности,
комплексности, систематичности, реальности и наглядности.
Целенаправленность планирования требует от преподавателя четкой формулировкив
каждой четверти частных задач учебной деятельности по изучению
знаний и основ видов спорта. На их основании должны быть так же
четко сформулированы задачи каждого урока, которые являются основанием
для включения в урок конкретных учебных заданий, направленных на
их выполнение.
Комплексность планирования требует обоснованного сочетания в планирующей
документации учебных заданий, направленных на воспитание, обучение
знаниям, двигательным и методическим умениям, навыкам, развитие физических
качеств.
Системность планирования предполагает определенную последовательность
распределения в каждом уроке и по урокам учебных заданий. Наиболее
общим условием системности планирования учебных заданий, направленных
на обучение движениям, является соблюдение правил "от простогo
к сложному", "от легкого к трудному", "от известного
к неизвестному", "от изученного к неизученному".
Реальность планирования предполагает включение в документацию планирования
учебных заданий, для выполнения которых учащиеся подготовлены технически
и психологически. Планируемые задачи должны быть соотнесены с реальной
действительностью.
Наглядность планирования достигается тем, что в плане-графике распределения
учебного материала на год содержание учебного процесса представлено
в каждой четверти основными разделами, темами и подтемами, в плане-графике
учебного материала на четверть содержание его распределено по частям
урока, в каждом уроке отмечены номера включенных в него учебных заданий
по каждой подтеме и т.д.
Основные требования к составлению конспекта урока
1. Конспект является учебным документом, в котором записана программа проведения предстоящего урока. Он должен быть написан разборчиво и аккуратно.
2. Все записи в конспекте нужно делать подробно, соблюдая существующие терминологические требования, дополняя словесное изложение рисунками или схемами.
3. Особенно тщательно должны быть сформулированы задачи учебно-воспитательной работы, указываемые перед раскрытием содержания урока. При этом необходимо предусмотреть не только образовательные, но и оздоровительные задачи.
Все задачи должны быть конкретными и реальными - точно определяющими все, что намечается достигнуть и может быть достигнуто именно на данном уроке.
4. Учебный материал должен быть изложен строго последовательно в том порядке, в каком будет даваться на уроке. Необходимо отчетливо выделять составные части урока и избегать формального распределения упражнений по этим частям.
5. При подборе средств и методов надо иметь в виду, что каждое занятие должно быть увлекательным, насыщенным разнообразными упражнениями.
6. Содержание подготовительной части урока должно быть подчинено содержанию основной его части. Поэтому правильное определение конкретных задач и средств подготовительной части может быть обеспечено лишь после того, как установлено содержание основной части. Это могут быть строевые и порядковые упражнения, ходьба, ходьба с различными дополнительными движениями, бег, прыжки и другие общеразвивающие и специальные упражнения, способствующие подготовке организма к предстоящей работе в основной части урока. Упражнения надо подбирать с таким расчетом, чтобы подготовить к работе все мышцы.
7. Содержание основной части урока должно обеспечивать достаточное разнообразие влияний применяемых упражнений на занимающихся.
Образовательные и оздоровительные задачи должны быть намечены и распределены в уроке так, чтобы имелось достаточно времени для полноценного выполнения учащимися всех намеченных заданий.
В целом все упражнения решают задачи разносторонней физической и квалифицированной технической и тактической подготовки обучающихся. Существует определенная последовательность и преемственность этих упражнений:
- повышение физической подготовленности, воспитание специальных качеств (быстроты простой и сложной двигательной реакции, силы, скорости, общей и специальной выносливости, координации, ловкости, скоростно-силовых качеств);
- изучение и совершенствование спортивной техники;
- изучение и совершенствование тактических действий (спортивные игры);
- игровая подготовка (с/игры).
Воспитательные задачи большей частью необходимо связывать с решением оздоровительных и образовательных задач, а следовательно и с использованием соответствующих упражнений.
Для каждого урока необходимо определить моменты нравственного, эстетического и трудового воспитания и направленного развития двигательных качеств.
8. Полное изложение заключительной части урока обязательно. Особенно важно предусмотреть в ней формы подведения итогов учебной деятельности (краткие указания, замечания и выводы, задания) и поведения учащихся, а также способы подготовки их к работе на уроках по другим предметам (легкий бег, ходьба, упражнения на внимание и расслабление).
Но это не исключает внесения в урок в случае необходимости нескольких целесообразных изменений и дополнений.
9. Все упражнения, как основные, так и их варианты, должны излагаться достаточно полно, с указанием исходных положений и последовательным расчлененным перечнем составляющих их действий (по разделениям), гимнастические общеразвивающие и вольные упражнения - с указанием счета.
10. Дозировка упражнений должна быть указана достаточно полно, всесторонне, с учетом всех существенных в каждом отдельном случае условий обеспечения надлежащей интенсивности, объема нагрузки (указывая количество повторений, темп, общую продолжительность интервалов отдыха и др.)
11. Обязательно должны быть изложены организационно-методические указания (ОМУ).
В этой части конспекта должна быть определена, прежде всего, форма организации учащихся для работы и ее порядок (фронтально, в группах, поточно или небольшими звеньями, индивидуально, одновременно, поочередно, попеременно; по сигналу или самостоятельно, раздельно или поточно и т. п.).
Здесь же должны быть указаны способы подготовки мест для занятий, приемы раздачи и сбора инвентаря и т. п. В этой же части непременно должны быть названы намечаемые методы и методические приемы обучения и воспитания, а также определены конкретные их сочетания; намечаются моменты и способы текущей проверки и оценки учебной работы и успеваемости занимающихся, а также содержания домашних заданий.